Все лучшее – людям

(495) 591-51-83

Медпроект-Вита

  | зарегистрироваться  | На главную Карта сайта Написать нам письмо
О компании
Новости
Медтехника
Статьи
Вопросы и ответы
Регистрация
Контакты
КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Отвечает
Медицинский
работник
Медицина сегодня
Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков
В работе представлены результаты изучения нейрокогнитивного развития детей в процессе развития. Клинические методы дополнены обследованием детей на отечественном компьютерном психофизиологическом комплексе «Психомат», который позволяет определить ряд когнитивных (познавательных) функций — восприятие, внимание, память, зрительно-моторную координацию, аналитико-синтетические процессы в математическом выражении функции: миллисекундах и проценте ошибок.
все статьи
Новости
01.08.2018
Распространенные психические расстройства оказались связаны на генетическом уровне
подробнее

01.08.2018
Раковые клетки могут оставаться бездействующими в течение многих лет, и ученые начинают понимать, почему.
подробнее

07.05.2013
Открывается новый медицинский центр "Гепатолог"
подробнее

Медицина сегодня

18.04.2013

Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков

В работе представлены результаты изучения нейрокогнитивного развития детей в процессе развития. Клинические методы дополнены обследованием детей на отечественном компьютерном психофизиологическом комплексе «Психомат», который позволяет определить ряд когнитивных (познавательных) функций — восприятие, внимание, память, зрительно-моторную координацию, аналитико-синтетические процессы в математическом выражении функции: миллисекундах и проценте ошибок.

Развитие ребенка от внутриутробного периода и в последующей постнатальной жизни определяется многими факторами. Большое значение для социального развития имеют познавательные процессы, имеющие восходящее движение соответственно возрасту ребенка. Разработанные нормативные таблицы психоневрологического развития ребенка должны быть определяющими и для педиатров различного профиля, и для родителей, и для психологов, чтобы не пропустить начало патологической симптоматики — от задержки до отставания развития. С анализом когнитивного статуса ребенка необходимо оценивать речевое развитие, поведение и эмоции. Дефицит когнитивных функций создает сложности обучения, контакта, формируя в ряде случаев синдромальные патологические состояния или нозологические заболевания (от легких задержек темпов развития до олигофрении различной степени тяжести).


Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков

В настоящее время акцент оценки тяжести прогноза заболевания ребёнка сместился в сторону интеллектуальной составляющей: когнитивных-познавательных-социализирующих функций.

В ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН создан отдел когнитивных исследований, куда входят: отделение пре- и перинатального здоровья детей (заведующий отделением – к.п.н. М.Л. Лазарев), отделение когнитивной педиатрии (заведующий отделением – к.м.н. Г.А. Каркашадзе) и отделение специальной психологии и коррекционного обучения (заведующий отделением — к.п.н. С.Б. Лазуренко).

Для пренатального развития плода М.Л. Лазаревым разработан способ сенсорно-моторной стимуляции развития ребенка в пренатальном возрасте (патент №2234949 от 05.03.2002). Беременная женщина, выполняя сеансы пренатальной санации (СОНАТАЛ-метод — звукодыхательные упражнения, прикосновения к животу и движения, активизирует жизнедеятельность плода, что приводит к улучшению процессов пренатального системогенеза, благополучному протеканию родов, успешному развитию ребенка после рождения. В процессе занятий мать сама проводит экспресс-тестирование (СОНАТАЛ-тест), позволяющее ей оценивать как свое состояние, так и состояние ребенка. Принцип взаимовлияния или сопряженности когнитивных и соматических функций, названный когносомным принципом развития, рассматривается как пренатальная основа особой деятельности ребенка, направленной на укрепление своего здоровья и названной «здоровьеобразующей деятельностью». Метод оздоровления ребенка в процессе онтогенеза назван методом «когносомной онтосанации» и заключается в использовании пения и речи сначала беременной женщины, затем гудении и лепете грудного ребенка, после этого — собственном пении и речи ребенка по мере созревания вокально-речевой сферы. Разработанные методы дают возможность на каждом этапе онтогенеза решать задачи по организации максимально эффективного маршрута развития личности [10].

Сотрудники отделения когнитивной педиатрии разрабатывают модернизацию КПФК «Психомат», который позволяет реализовать большинство методов исследования восприятия, внимания, памяти, мышления, личности при предъявлении моно- и билатеральных стимулов световой, звуковой, символьной и вербальной модальности, психомоторики. Комплекс дает большие возможности для исследования когнитивных функций у детей (от 5—6-летнего возраста) и подростков. Совершенствуются оптимальные режимы обследования для создания базы данных по нормативам когнитивного развития здоровых детей и подростков с учетом возраста и гендерных различий. Разрабатывается алгоритм обследования детей с легкими когнитивными расстройствами в полимодальном подходе: единстве и одномоментности обследования различными специалистами, комплексном обследовании с учетом информативности методов исследования, доминантной роли детского невролога в ведении ребенка, формировании диагноза, определении объема тестирования (вербального, компьютерного) с учётом топики возможного нейрокогнитивного дефицита, создания компенсации и повышения объема когнитивных процессов [8].

Использование ноотропов и ноотрофов в педиатрии во многом перенесено из взрослой неврологии. За последние 20 лет активно используются препараты с когнитивноположительным эффектом действия. В настоящее время мы проводим тестирование ряда ноотропных препаратов по выявлению максимального воздействия на внимание, восприятие, память у детей и подростков.

Нарушение функционирования органов и систем детского организма и, особенно нервной системы, неизбежно сказывается на процессе психического развития ребенка. Становится понятным, что система восстановительной помощи ребенку должна быть построена в виде комплексного воздействия как на органическую природу болезни или патологическое состояние, так и на социальную составляющую психического развития. Средства психолого-педагогического воздействия в системе психоневрологической реабилитации должны включаться в работу на ранних этапах развития ребенка, имеющего патологию нервной системы или соматического развития с акцентом на познавательное и психосоциальное развитие, которое должно стимулироваться и направляться средствами коррекционно-развивающей педагогики, где психолог, педагог-дефектолог становятся членами единой команды по повышению качества здоровья ребенка. С.Б. Лазуренко разработана и внедряется поэтапная модель коррекционно-педагогической помощи в системе комплексной реабилитации:

  1. психолого-педагогическая диагностика;
  2. определение формы и методов реабилитации;
  3. разработка индивидуальной программы развития;
  4. коррекционно-педагогическая поддержка;
  5. обучение родителей;
  6. контрольные психолого-педагогические обследования;
  7. определение дальнейшего образовательного маршрута.
Распределение выявленных при первичных осмотрах нарушений по возрастам (в абсолютных величинах)

Эффективность данной психолого-педагогической технологии подтверждена положительным интеллектуальным развитием детей с патологией нервной системы.

Направления деятельности лаборатории специальной психологии:
  1. диагностическое — диагностика личностного и познавательного потенциала детей;
  2. коррекционно-развивающее — оказание детям комплексной психологической, педагогической и логопедической помощи;
  3. просветительское — лекции и практические занятия для родителей с целью повышения эффективности процесса развития и реабилитации [11].

На рис. 10 представлен алгоритм диагностики состояния когнитивной сферы.

В структуре психического, интеллектуального развития детей дошкольного возраста возможно использование термина «ментальность», включающего когнитивное развитие (внимание, восприятие, память и др.познавательные функции); характеристики поведения, эмоций; развитие речи. Диапазон изменений мнестических, мыслительных, когнитивных и многих высших психических процессов ребенка различен в зависимости от возраста, нозологического процесса или патологического состояния в нервной системе или при соматической патологии, однако при этом есть дети с физиологической нормой когнитивно-социального функционирования с успешным развитием и качественной учебой, а также дети одаренные и гениальные (рис. 11).

Психика. Интеллект. Ментальность
Возраст
Годы жизни
1
2
3
3 — 7
7 — 10
Асинхрония развития (дисгармония)
-
-
+
+
-
Дизонтогенез
+
+
+
!!!
-
Депривация
любой возраст
Деменция
любой возраст
Деградация (коморбидно)
-
-
-
-
-
Дегенерация (коморбидно)
-
-
-
-
-
Социально-педагогическая запущенность
-
-
-
+
+
Парциальный дефицит КФ
-
-
+
+
+
Аутизм - психотический
-
-
+
+
-
Аутизм - непсихотический
-
-
-
+
+
Акцелерация
любой возраст

Норма (не 12, а 24 мес жизни) Одаренность ГЕНИАЛЬНОСТЬ

Для улучшения когнитивного развития детей и подростков необходимо:

  • совершенствование ранней диагностики уровня когнитивного функционирования детей и подростков;
  • создание классификации познавательного дефицита органического и функционального генеза;
  • разработка целевой когнитивной терапии по принципу дефицит - восполняющей модальности;
  • обучение педиатров различного профиля по тактике когнитивного обследования детей с формированием «когнитивного портрета» ребенка с ежегодным анализом развития (в истории развития и, обязательно, дубликатом у родителей);
  • обучение родителей нормативам развития детей, особенно первые 7 лет жизни, с акцентом на развитие внимания, памяти, ручной умелости, с использованием таблиц психоневрологического развития детей;
  • разработка единой платформы для эффективной работы психологов, психиатров, детских неврологов в случае когнитивной дисфункции пациента;
  • внедрение компьютерной диагностики основных когнитивных функций в работу поликлиник, стационаров, школ (с определением математического ответа функции для унификации получаемых данных и возможности общения в научно-практическом плане), чтобы они стали рутинным исследованием, как клинический или биохимический анализ крови;
  • использование новых технологий для повышения качества диагностики (топической и нейропсихологической) методом функциональной магнитно-резонансной томографии [12].

Все статьи